Соболь — самый ценный представитель пушных зверей нашей страны — относится также к семейству куньих. По своему строению и наружному виду он очень похож на лесную куницу, но размером несколько меньше. Кроме того, шерсть у него шелковистей, головка светлее, хвост короче, а горловое пятно ограничено более резко.
Вследствие хищнического отлова и отстрела соболя в дореволюционные годы численность его была снижена у нас до минимума. Но благодаря своевременно принятым мерам (запрещению его добычи и строго проводимой охране) запасы его удалось успешно восстановить. В настоящее время продолжается большая работа по расселению в пределах Сибири самых ценных баргузинских соболей.
Добыча соболей производится строго с учетом его производственного стада и только по специальным разрешениям-лицензиям.
В связи с большой плотностью соболей в угодьях Сибири промысел его в последнее время настолько упростился, что добыть за сезон охоты два-три десятка соболей стало под силу рядовому охотнику.
Многие охотники-любители стали заключать договоры с заготовительными организациями на поставку собольих шкурок и, получив на руки лицензии, уходят во время отпуска в тайгу за соболями.
Мех соболя отличается необыкновенной красотой, он легкий, шелковистый и очень прочный.
Мех соболя ценится тем выше, чем интенсивнее и равномернее его цвет, чем мягче и шелковистее его волос и плотнее темный подшерсток.
Соболь обитает и в светлой лиственичной тайге наших северных сибирских окраин, и в равнинной темной тайге средней полосы Сибири. Особенно многочислен он в горной тайге Саян, Алтая и Прибайкалья. На Алтае и на Саянах он обитает, начиная с самых низких распадков до высокогорных урочищ и гольцов включительно. Кедровую тайгу соболь предпочитает другим типам насаждений.
У соболя сильно развиты слух, зрение и обоняние. Пища его состоит преимущественно из различных грызунов: полевок, бурундуков, бесхвостых пищух, белок, зайцев; поедает он яйца и молодняк различной дичи и мелких пичужек; славливает взрослых птиц-глухарей, тетеревов и рябчиков, а иногда одолевает даже и кабаргу — мелкого безрогого оленя.
Наряду с животной пищей соболи поедают и растительную пищу: хвою и семена хвойных деревьев, кедровые орехи и ягоды, особенно рябину. Во время урожая в тайге рябины в урочищах, где ее много, всегда наблюдается большое скопление соболей.
Гон у соболей происходит в конце июня — в начале июля. Беременность у самочек протекает девять месяцев. В конце зимы — в марте — у соболей наблюдается повторный, ложный, гон, который раньше считали действительным, основным. Оплодотворенное яйцо у соболюшки после начального развития на продолжительное время замирает, имея выраженную латентность, подобно тому, как это происходит у барсука и у куницы. В отличие от своего близкого сородича — куницы, соболь — преимущественно наземное животное. Поэтому соболюшка устраивает свое гнездо на земле; в колоднике, в дупле поваленного дерева, в расселине скалы и т. д.
В конце марта или в начале апреля соболюшка приносит трех, реже четырех детенышей, которые родятся слепыми и почти голыми. Прозревают соболята лишь на 35-36-й день. Свое потомство самка соболя выращивает самостоятельно, без участия самца, который при случае может даже загрызть молодняк.
Соболь, как и куница, — кровожадный хищник, но и у него много врагов. Медведь, рысь, росомаха и даже барсук, найдя гнездо соболюшки, разоряют его и пожирают малышей. Из пернатых хищников для соболей опасны: ястреб-тетеревятник, совы и филин. Но страшнее всего для соболя лесные пожары.
В результате работ, проводимых в Сибири по восстановлению запасов соболей и изучению их экологии, установлено, что эти ценные зверьки исключительно стойки к заболеваниям и способны к быстрому заселению таежных угодий.
Соболь — очень подвижной зверек. В зависимости от характера угодий и наличия кормов он пробегает своим машистым нарыском за ночь от 6 до 8 км, четко печатая следы, которые похожи на куньи, но несколько крупнее их. Границы обитания отдельного соболя в зависимости от тех же условий обычно ограничены площадью от 20 до 30 км 2.
В то же время в зимний период иногда наблюдается плотная концентрация соболей на сравнительно небольших участках тайги. Так, в Саянах, в районе ручьев, впадающих в реку Кизыр, русло которых тянется до 15 км, при ширине облесенных среди гольцов угодий 2—3 км, за промысловый сезон добывается до пятидесяти-шестидесяти соболей. Такое скопление зверьков объясняется обилием в отдельных участках тайги пищухи (сеноставки), до которой соболи большие охотники.
В местах, где таежные угодья, заселенные соболем и куницей, соприкасаются, между этими зверьками нередко происходят скрещивания, в результате чего получаются гибриды, называемые кидасами. Кидасов по восточным склонам Урала довольно много.
Основной промысел соболей в настоящее время производится с помощью лаек. Сибирские, особенно эвенкийские, лайки идут по этому зверю исключительно азартно. Взяв свежий след соболя, лайка преследует его до тех пор, пока не разыщет в колоднике, в россыпях камней или не загонит на дерево. Громким, задорным лаем, собака даст знать хозяину о дорогой находке. Иногда соболь, преследуемый лайкой, забирается в такой колодник или в россыпи, что выгнать его оттуда очень трудно.
На этот случай охотники-соболятники носят с собой сетку-обмет, которым и окружают то место, где скрылся зверек. Выгоняют соболя с помощью щупа. Выкуривать соболя не рекомендуется, так как нередко от дыма и жара портится ценный мех зверька. Выскочив из укрытия, соболь неизбежно попадет в обмет. Брать зверька из обмета нужно в рукавицах, так как он сильно защищается.
В последние годы обмет стали применять все шире и шире. Он плетется из тонкой крепкой нитки с ячеёй 4-4, 5 см. Полотно делается высотой 1, 5 м, длиной 30-40 м.
Обмет настораживается с помощью палочек — «живок», которые ставятся несколько наклонно внутрь круга, где находится зверек. К верхнему краю обмета привязываются мелкие бубенчики. Чтобы соболь не проскочил под обмет, нижний край его (сантиметров на тридцать) окапывается в снег и утаптывается. Насторожив обмет, охотники начинают выживать соболя из убежища. Собаку при этом нужно держать на сворке, иначе она может порвать обмет. Иногда соболь забирается в дупло. В этом случае дупло затыкают и, простукивая ствол, определяют, где оно заканчивается. Затем прорубают в стволе одно отверстие за другим и прижимают зверька к концу дупла, где его и добывают, просунув в отверстие руку в рукавице.
В урочищах, где соболя сравнительно много, охотники рубят из нетолстых лесин квадратный срубик: 1, 5 х 1, 5 м при высоте 1 м. Верх срубика плотно закрывают плахами. В стенках срубика прорубают или продалбливают небольшие отверстия, в которые свободно смогли бы проникать соболи. Внутрь срубика кладется мясо: сохатина, козлятина и т. д.
Чтобы соболи легче обнаружили такой срубик-кормушку, охотники делают по тайге потаск, волоча за собой по снегу кусок мяса на веревке. Все эти потаски ведут к срубику и оканчиваются возле него. Соболи, напав на потаск, быстро находят срубик и принимаются за мясо, скрытое внутри кормушки.
Кулемки на соболей строятся всегда в стороне от того места, где они будут установлены, иначе строгий зверек в них никогда не попадет. Настораживаются они в участках тайги, где численность соболей сравнительно высокая. Кулемка состоит из порожка и кряжа. Кряж, падая на порожек, насмерть убивает соболя, задевшего сторожек или перышко. Чтобы соболь направился под кряж, перед кулемкой устраивается из колышков узкая оградка-коридорчик размером 20 X 20 см. Над перышком привязывается наживка: кусочек рябчика с перьями, птичка или кусок сохатины, козлятины или зайца.
Зачуя приваду, соболь заходит в оградку и, потянувшись за наживкой, неизбежно опускает насторожку, которая поддерживает на весу кряж. Кряж для ловли соболей делается длиной 2 м при толщине 15-16 см.
Каждый охотник во время промысла должен строго соблюдать правила добычи ценных животных и не отлавливать соболей и других куньих сверх того, что ему дозволено.
Ohotniki.com
17.08.2008 | Теги: соболь
Статьи по теме
|
2009-02-22
Мать соболей калайских В тот день, уже с рассвета, и на душе и в природе было нехорошо. Тайга гудела. Непогода была переменчива — то чуть стихала, и тогда из-за рваных облаков...
|